Регламент

prikaz-3

ООО «СпецЭкспертПроект-Центр»

проведения негосударственной экспертизы проектной документации

и (или) негосударственной экспертизы

результатов инженерных изысканий

(в редакции приказа от 05.04.2016 г. №5)

I. Общие положения

1.1. Общие положения о предмете негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

1.1.1. Экспертизе подлежат проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, за исключением случаев, указанных в пунктах 1.1.2. – 1.1.7. настоящего регламента.
1.1.2. Не подлежат экспертизе документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства (часть 2 статьи 2
Градостроительного кодекса Российской Федерации):
а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
б) жилые дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены)
без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
в) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего
пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление
санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно- защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.1.3. Не подлежат экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в случаях, когда не требуется получения разрешения на строительство (часть 3 статьи 49 и часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
1.1.4. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее – типовая проектная документация) или модификация такой проектной документации, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе, не зависимо от того, что экспертиза проектной документации не проводится.
1.1.5. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (часть 3 статьи 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
1.1.6. В соответствии с частью 3.1. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в пункте 1.1.2. настоящего регламента, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.
1.1.7. В соответствии с п. 9 статьи 1 Федерального закона от 28.11.2011 г.
№ 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям негосударственной экспертизы ООО «СпецЭкспертПроект- Центр» относится экспертиза проектов объектов строительства, за
исключением:
а) случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) случаев, предусмотренных подпунктом и) п. 9 статьи 1 Федерального закона от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ;
в) объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России»:

• объекты, строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях 2-х и более субъектов Российской Федерации;
• объекты, строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шлейфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
• объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну;
• объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения);
• особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (статья 48.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации);
г) случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской федерации определены иные федеральные органы исполнительной власти в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шлейфе
Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море
Российской Федерации;
д) объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I – V
класса опасности.
1.1.8. В соответствии с пунктом 6 Положения о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070, предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:
а) техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов
культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);
б) результатам инженерных изысканий;
в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам — в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;
г) градостроительным регламентам;
д) градостроительному плану земельного участка;
е) национальным стандартам;
ж) стандартам организаций;
з) заданию на проектирование.

1.1.9. В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070, предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий.

1.2. Наименование экспертной услуги.

Проведение разрешенной экспертизы проектной документации, экспертизы результатов инженерных изысканий (далее – Услуга).

1.3. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление

Услуги.

Предоставление Услуги осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Гражданским кодексом Российской Федерации;
3) Градостроительным кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ, ст. 1);
4) Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
5) Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
6) Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
7) Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О Порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
8) Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
9) постановлением правительства Российской Федерации от 19.01.2006 №
20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;
10) постановлением правительства Российской Федерации от 05.03.2007
№ 145 «О Порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
11) постановлением правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №
87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
12) постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №
1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
13) приказом Министерства регионального развития Российской
Федерации от 01.04.2008 № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»;

14) приказом Минстроя России от 09.12.2015 № 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;
15) приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-
коммунальному хозяйству Российской Федерации от 02.07.2007 № 186 «О Порядке ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий и
предоставления сведений, содержащихся в этом реестре»;
16)иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, а также настоящим регламентом.

1.4. Описание результатов предоставления Услуги.

Результатом предоставления Услуги является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или не соответствии (отрицательное заключение):
1) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий – в случае, если осуществлялась экспертиза проектной документации;
2) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов – в случае, если осуществлялась экспертиза результатов инженерных изысканий;
3) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов – в случае, если одновременно осуществлялась экспертиза проектной документации и результатов
инженерных изысканий.

1.5. Описание заявителей.

Заявителем является технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившееся с заявлением о проведении экспертизы (далее – заявитель).

II. Требования к порядку предоставления Услуги

2.1. Порядок информирования о правилах предоставления Услуги.

2.1.1. Сведения о местах нахождения и графике работы организации по проведению экспертизы, предоставляющей услугу, размещаются в средствах массовой информации, на информационных стендах в помещениях указанной организации, официальном Интернет-сайте.
Сведения об адресах для приёма заявлений и документов для проведения экспертизы, о почтовых адресах для направления писем и обращений, справочных телефонных номерах и адресах электронной почты для
направления обращений представлены в приложении № 1 к настоящему регламенту.
2.1.2. График приёма заявителей и документов в организации по проведению экспертизы:
вторник приём документов с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00 среда приём документов с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00 четверг приём документов с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00
2.1.3. По согласованию с директором и его заместителями приём заявителей может производиться в неприемные дни и часы.

2.2. Сроки предоставления Услуги.

2.2.1. Организация по проведению экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 3.1.2. – 3.1.6. настоящего регламента, осуществляет их проверку. В указанный срок заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение экспертизы, подписанный со стороны организации по проведению экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения экспертизы, или указанные документы должны быть возвращены без рассмотрения (основания для возврата или отказа в принятии документов на экспертизу приведены в пункте 2.3 настоящего регламента).
2.2.2. Срок проведения экспертизы составляет:
1) не более 45 дней для объектов жилищного строительства
(постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145);
2) не более 60 дней для иных объектов строительства (часть 7 статьи 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
2.2.3. По просьбе заявителя, руководством организации могут устанавливаться более короткие сроки проведения экспертизы, с отражением конкретных сроков в договорных документах на проведение экспертизы.

2.3. Перечень оснований для приостановления предоставления Услуги либо отказа в предоставлении Услуги.

2.3.1. В соответствии с Положением о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
29.12.2008 № 1070, представленные для проведения экспертизы документы
подлежат возврату заявителю без рассмотрения по следующим основаниям:
1) экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению экспертизы;
2) представленная проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, не подлежат экспертизе (пункты 1.1.2. – 1.1.6. настоящего
регламента).
2.3.2. В соответствии с частью 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на экспертизу, являются:
1) отсутствие в составе проектной документации разделов,
предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и (или) постановлением правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного кодекса
Российской Федерации;
3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных
изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);
4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с постановлением Правительства Российской Федерации от
19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;
5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях
2 и 3 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

6) направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Положением о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070.

2.4. Порядок получения консультаций по процедуре предоставления

Услуги.

2.4.1. Информация о процедуре предоставления Услуги предоставляется бесплатно.
2.4.2. Получение заинтересованными лицами информации по процедуре предоставления Услуги может осуществляться путем индивидуального и публичного информирования. Информирование о процедуре предоставления Услуги может осуществляться в устой и письменной форме.
2.4.3. Индивидуальное устное информирование по процедуре предоставления Услуги осуществляется организацией по проведению экспертизы при обращении заинтересованных лиц лично или по телефону.
2.4.4. Индивидуальное письменное информирование по процедуре предоставления Услуги осуществляется организацией по проведению экспертизы при обращении заинтересованных лиц путем почтовых отправлений, факсимильной связью, электронной почтой или через Интернет- сайт.
Ответ направляется в письменном виде, электронной почтой либо через
Интернет-сайт в зависимости от способа обращения заинтересованного лица или способа доставки ответа, указанного в письменном обращении заинтересованного лица, с указанием должностного лица, подписавшего ответ, а также фамилии и номера телефона непосредственного исполнителя.
При индивидуальном письменном информировании ответ направляется заинтересованному лицу в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса.
2.4.5. Публичное устное информирование осуществляется с привлечением средств массовой информации (СМИ) – радио, телевидения.
2.4.6. Публичное письменное информирование осуществляется путем публикации информационных материалов в печатных региональных СМИ, включая Интернет-сайты, а также распространения информационных листков и других раздаточных материалов (брошюр, буклетов), оформления информационных стендов.
Раздаточные информационные материалы (брошюры, буклеты и др.) находятся в помещениях, предназначенных для приема заинтересованных лиц, местах ожидания, местах заполнения документов, а также местах получения информации о предоставлении Услуги.

2.4.7. Информация о процедуре предоставления Услуги должна представляться заинтересованным лицам оперативно, быть четкой, достоверной, полной.
2.4.8. Обязанности должностных лиц при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения заинтересованных лиц или организаций, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с заинтересованными лицами:
а) при консультировании по телефону должностное лицо организации по проведению экспертизы должно назвать свою фамилию, имя, отчество, должность, а также наименование структурного подразделения, в которое обратилось заинтересованное лицо, а затем в вежливой форме четко и подробно
проинформировать обратившегося по интересующим вопросам;
б) при консультировании посредством индивидуального устного информирования должностное лицо организации по проведению экспертизы дает заинтересованному лицу полный, точный и понятный ответ на поставленные вопросы. Если сотрудник, к которому обратилось заинтересованное лицо, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заинтересованному лицу обратиться письменно, либо
назначить другое удобное для заинтересованного лица время для получения информации;
в) продолжительность индивидуального устного информирования каждого заинтересованного лица составляет не более 10 минут. В случае, если подготовка ответа требует продолжительного времени, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное информирование, может предложить
заинтересованным лицам обратиться в письменном виде либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного информирования;
г) время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не должно превышать 30 минут;
д) при консультировании по письменным обращениям заинтересованному лицу дается четкий и понятный ответ на поставленные вопросы, указываются фамилия, имя, отчество, должность и номер телефона исполнителя.
Письменный ответ на обращение направляется по почте на адрес заинтересованного лица в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента поступления письменного обращения;
е) при консультировании по электронной почте заинтересованному лицу дается четкий и понятный ответ на поставленные вопросы, указываются фамилия, имя, отчество, должность, адрес электронной почты и номер
телефона исполнителя. Ответ на обращение направляется на адрес электронной почты заинтересованного лица в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента поступления обращения.

2.5. Требования к местам предоставления Услуги.

2.5.1. На фасадах зданий, в которых находятся служебные помещения организации по проведению экспертизы, а также перед входами в эти здания должны быть размещены информационные таблички, содержащие полное и сокращенное официальное название, место размещения (этаж) и график приёма заявителей.
2.5.2. В непосредственной близости от зданий, указанных в пункте 2.5.1. настоящего административного регламента, должны находиться парковочные места для служебного автотранспорта и автотранспорта заявителей (гостевые парковочные места).
2.5.3. Приём заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях, в которых размещаются информационные стенды.
2.5.4. Организация приёма заявителей осуществляется в соответствии с графиком, приведённом в пункте 2.1.2. настоящего регламента.
2.5.5. Для ожидания приёма заявителям отводятся места, оборудованные стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов.
2.5.6. В местах предоставления Услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов).
2.5.7. Требования к помещениям для приёма заявителей, к организации и оборудованию рабочего места определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03», зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 № 4673).
2.5.8. Сведения об информационных материалах, которые должны быть размещены на официальном Интернет-сайте организации.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, организация, аккредитованная на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязана размещать на своем Интернет-сайте следующие информацию и документы:
1) наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона;
2) состав органов управления организации;
3) фамилии, имена, отчества работников организации, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;

4) регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Дополнительно Интернет-сайт должен содержать следующую справочную информацию:
адреса электронной почты организации;
перечень документов, необходимых для предоставления заявителям
Услуги;
формы, образцы, а также рекомендации по заполнению заявки на проведение экспертизы.
2.5.9. Требования к оформлению информационных стендов в местах предоставления Услуги.
На информационных стендах в местах предоставления Услуги должны быть размещены следующие материалы:
график приёма заявителей, номера телефонов для справок, адреса электронной почты, адрес Интернет-сайта;
номера кабинетов, где осуществляется приём и информирование заявителей, фамилии, имена, отчества и должности сотрудников, осуществляющих приём и информирование заявителей;
перечень, названия, формы, образцы и рекомендации по заполнению (при необходимости) документов, необходимых для оформления заявки на проведение экспертизы;
извлечения из нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление Услуги.
Информация, размещаемая на информационных стендах, должна содержать подпись руководителя организации по проведению экспертизы или его заместителя, дату размещения.

III. Административные процедуры.

Предоставление Услуги включает в себя следующие процедуры:
представление документов для проведения экспертизы;
проверка документов, представленных для проведения экспертизы;
проведение экспертизы;
выдача заявителю заключения экспертизы;
повторное проведение экспертизы (в случае необходимости).

3.1. Описание последовательности действий при представлении документов для проведения экспертизы.

3.1.1. В соответствии с п. 11 Положения о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070, для проведения экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:

а) заявление о проведении экспертизы (образец заявления приведён в приложении № 2 к настоящему регламенту), в котором указываются:
идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество,
реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства заявителя — физического лица, полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения заявителя — юридического лица, а в случае, если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя;
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на негосударственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства);
предмет негосударственной экспертизы в соответствии с пп. 6 и 7
Положения о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070 (пп. 1.1.8. – 1.1.9. настоящего регламента);
б) проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в
необходимом для проведения экспертизы объеме, который определяется в договоре;
в) копия задания на проектирование — при направлении на негосударственную экспертизу проектной документации или одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий;
г) копия задания на выполнение инженерных изысканий — при направлении на негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий или
одновременно результатов инженерных изысканий и проектной документации;
д) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора должны быть оговорены специально (образец доверенности приведён в приложении № 4 к настоящему регламенту);
е) расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий — в случае дополнительного истребования экспертной организацией.
3.1.2. Для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на экспертизу представляются документы, указанные в подпунктах «а» — «д» пункта 3.1.1. настоящего регламента.

3.1.3. Для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, указанных в пункте 1.1.4. настоящего регламента, представляются документы, указанные в пункте 3.1.1. настоящего регламента, а также:
а) проектная документация по внешним инженерным сетям и
конструктивным решениям фундаментов;
б) положительное заключение экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации (модифицированной типовой проектной документации);
в) документ, подтверждающий право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, исключительное право на
которую принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и тому подобные).
3.1.4. Для проведения экспертизы проектной документации после проведения экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 3.1.1. настоящего регламента (за исключением копии задания на выполнение инженерных изысканий), и положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий, при этом результаты инженерных изысканий повторно не представляются.
3.1.5. В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованию к их содержанию (подпункт «б» пункта 11, подпункт «б» пункта 34), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, пояснительная записка должна содержать в полном объеме документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), содержащие исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства:
а) задание на проектирование – в случае подготовки проектной документации на основании договора;
б) отчетная документация по результатам инженерных изысканий;
в) правоустанавливающие документы на объект капитального строительства – в случае проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; г) утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для
размещения объекта капитального строительства;
д) документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные в соответствии с федеральными законами, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления;

е) технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48
Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования;
ж) документы о согласовании отступлений от положений технических условий;
з) разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства;
и) акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства
– в случае необходимости сноса (демонтажа) (за исключением линейных объектов);
к) иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами;
л) решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу – при необходимости сноса жилого дома (за
исключением линейных объектов).
3.1.6. Организация по проведению экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы должны представляться заявителем в 5-дневный срок после получения соответствующего запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов.
3.1.7. Документы, указанные в пунктах 3.1.1. – 3.1.5. настоящего регламента, представляются на бумажном носителе. В договоре может быть установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также на электронном носителе.
3.1.8. Проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства («этап строительства» — строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть не зависимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей объекта капитального строительства)).

3.1.9. Заявление о проведении экспертизы и документы, указанные в пунктах 3.1.2. – 3.1.7. настоящего регламента, подаются лично по одному из адресов, указанных в приложении № 1 к настоящему регламенту.
3.1.10. Должностными лицами организации по проведению экспертизы, ответственными за приём заявлений, осуществляется приём заявлений только при наличии визы руководителя или его первого заместителя после предварительного рассмотрения заявления.
Должностное лицо, ответственное за приём заявлений, фиксирует факт получения от заявителя документов путём произведения записи в журнале
регистрации и осуществляет их проверку в порядке, установленным пунктом
3.2. настоящего регламента.
3.1.11. Общий максимальный срок рассмотрения при представлении документов для проведения экспертизы не может превышать 3 рабочих дней, а в случае необходимости получения дополнительных расчётов и материалов (пункт 3.1.6. настоящего регламента) – 8 рабочих дней.

3.2. Описание последовательности действий при проверке документов, представленных для проведения экспертизы.

3.2.1. Последовательность действий при проверке документов, представленных для проведения экспертизы, регламентируется главой III Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
3.2.2. Должностными лицами организации по проведению экспертизы, ответственными за приём документов, в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 3.1.1. – 3.1.5. настоящего регламента, осуществляется их проверка.
В указанный срок заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение экспертизы, подписанный со стороны организации по проведению экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения экспертизы, или указанные документы должны быть возвращены без рассмотрения.
3.2.3. Перечь оснований для приостановления предоставления Услуги либо для отказа в предоставлении Услуги приведен в пунктах 2.3.1. – 2.3.2. настоящего регламента.
3.2.4. При возврате представленных для проведения экспертизы документов без рассмотрения или отказе в принятии документов указанные документы возвращаются (за исключением заявления о проведении экспертизы) заявителю.

В случае если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа в принятии их на экспертизу, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, срок для устранения таких недостатков не должен превышать 30 дней.
3.2.5. В случае отсутствия в заявлении являющейся обязательной к указанию информации, а также полного перечня документов, указанных в пунктах 3.1.1. – 3.1.5. настоящего регламента, заявителю отказывается в рассмотрении проектной документации и в течение 3 рабочих дней заявителю направляется письменное уведомление об отказе за подписью руководителю организации по проведению экспертизы или его первого заместителя.
3.2.6. В случае соответствия представленных документов требованиям настоящего регламента должностное лицо, проверившее указные документы в срок до 3 рабочих дней:
а) передаёт заявление и прилагаемые к нему документы по описи должностному лицу – ведущему эксперту, ответственному за проведение экспертизы проектной документации по конкретному объекту капитального
строительства;
б) подготавливает проект договора на проведение экспертизы проектной и (или) результатов инженерных изысканий с приложением к нему расчёта размера платы за проведение экспертизы (пункт 3.2.8. настоящего регламента).
3.2.7. Правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации
применительно к договору возмездного оказания услуг. В договоре определяются:
а) предмет договора;
б) срок проведения экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и пунктом 2.2. настоящего регламента;
в) размер платы за проведение экспертизы (пункт 3.2.8. настоящего
регламента);
г) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения экспертизы;
д) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения экспертизы;
е) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;
ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на экспертизу.

3.2.8. Размер платы за проведение экспертизы определяется договором. За исходный расчет принимается положение главы VIII Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
3.2.9. В соответствии с порядком взимания платы за проведение экспертизы (глава IX Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145):
а) экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств
заявителя;
б) оплата услуг по проведению экспертизы производится независимо от результата экспертизы.
3.2.10. Проведение экспертизы в соответствии с пунктом 3.3. настоящего административного регламента начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение экспертизы в соответствии с договором, представления заявителем оформленной договорной документации и завершается направлением (вручением) заявителю заключения экспертизы в соответствии с пунктом 3.4. настоящего регламента.

3.3. Описание последовательности действий при проведении экспертизы.

3.3.1. Последовательность действий при проведении экспертизы, регламентируется главой IV Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
3.3.2. Предметом экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическими, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.
До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

3.3.3. При проведении экспертизы должностными лицами организации по проведению экспертизы осуществляется оценка соответствия проектной документации (пункт 3.3.2. настоящего регламента) по всем разделам, определённым Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
3.3.4. Проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий осуществляют должностные лица организации по проведению экспертизы, аттестованные в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации, в качестве экспертов.
3.3.5. Установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения экспертизы приведены в пункте 2.2.2. настоящего административного регламента.
3.3.6. Экспертиза проводится при условии её оплаты в порядке, определённом в договоре.
3.3.7. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем т. п.), которые не позволяют сделать выводы, в пункте 1.4. настоящего административного регламента, организация по проведению экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения.
В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения
экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.
Должностным лицом организации по проведению экспертизы, ответственным за подготовку письменного уведомления, является ведущий эксперт, ответственный за проведение экспертизы проектной документации по конкретному объекту капитального строительства. Указанное уведомление
подписывается руководителем организации по проведению экспертизы либо должностным лицом, уполномоченным таким руководителем.
3.3.8. При проведении экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.

3.3.9. При проведении экспертизы организация по проведению экспертизы вправе:
а) истребовать от заказчика (заявителя) сведения и документы, необходимые для проведения экспертизы;
б) привлекать на договорной основе к проведению экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.
3.3.10. Организация по проведению экспертизы обязана принимать меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения экспертизы, а также по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна организации в связи с проведением экспертизы.

3.4. Описание последовательности действий при выдаче заявителю заключения экспертизы.

3.4.1. Последовательность действий при выдаче заявителю заключения экспертизы, регламентируется главой V Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
3.4.2. Описание результатов предоставления Услуги приведено в пункте
1.4. настоящего регламента.
3.4.3. Заключение экспертизы подписывается экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается директором или его первыми заместителями.
3.4.4. При проведении экспертизы эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать эксперту обязательства для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
3.4.5. Эксперт не вправе участвовать в экспертизе, если результаты экспертизы представляют для него имущественный или иной личный интерес, в том числе, если в подготовке проектной документации или инженерных изысканий участвовал он сам или его близкие родственники (родители, супруг (супруга), дети).

3.4.6. Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
3.4.7. Отрицательное заключение экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.4.8. Выдача экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение экспертизы выдаётся в 4 экземплярах. Отрицательное заключение экспертизы выдаётся в единственном экземпляре.
Проектная документация, копия задания на проектирование, результаты
инженерных изысканий и копия задания на выполнение инженерных изысканий подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, определённые договором.
3.4.9. Должностными лицами организации по проведению экспертизы, ответственными за выдачу заключений экспертизы, являются специалисты, ответственные за приём документов.
Передача заключений осуществляется направлением его заявителю почтовым отправлением или вручением заявителю лично под расписку с соответствующей регистрацией в журнале учёта выданных заключений и внесением данных в реестр выданных заключений экспертизы.
В случае передачи заключения экспертизы почтовым отправлением датой передачи считается дата регистрации указанного письма. В случае передачи
указанных документов заявителю или его уполномоченному представителю под расписку датой передачи считается дата регистрации в журнале учёта выданных заключений.
3.4.10. Организация по проведению экспертизы ведет реестр выданных заключений экспертизы, в котором указываются:
а) идентификационные сведения об исполнителях работ;
б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, в отношении, которого представлены на экспертизу;
в) идентификационные сведения о застройщике и заказчике;
г) сведения о результате экспертизы (отрицательное или положительное заключение);
д) дата выдачи и реквизиты заключения.
3.4.11. Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений экспертизы, является открытой и предоставляется любому лицу бесплатно в течение 10 дней с даты получения организацией по проведению экспертизы письменного запроса.

Порядок ведения реестра выданных заключений экспертизы и предоставления сведений, содержащихся в реестре, устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
3.4.12. При проведении экспертизы открывается дело экспертизы. Дела экспертизы относятся к архивным документам постоянного хранения. Их уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в них документов не допускаются. В дело экспертизы помещаются:
а) заявления о проведении экспертизы (первичной и повторной);
б) копия договора;
в) документы, содержащие выводы, сделанные привлеченными на договорной основе к проведению экспертизы организациями и (или) специалистами;
г) заключения экспертизы (первичные и повторные);
д) иные связанные с проведением экспертизы документы (копии документов), определенные законодательством Российской Федерации и организацией по проведению экспертизы.
3.4.13. В случае утраты заключения экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.

3.5. Описание последовательности действий при повторном проведении экспертизы.

3.5.1. Последовательность действий при проведении экспертизы, регламентируется главой V Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
3.5.2. Проектная документация и (или) результатах инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раз) на экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении экспертизы или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в организацию по проведению экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

3.5.3. Экспертной оценке при проведении повторной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимости внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатов инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена экспертиза.
В случае если после проведения первичной (предыдущей повторно) экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документации и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.
3.5.4.Повторная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящего регламентом для проведения первичной экспертизы.
3.5.5. Общий максимальный срок повторного проведения экспертизы не может превышать срока, определённого договором (в соответствии с пунктом
2.2.2. настоящего регламента).
3.5.6. Образец заявления о проведении повторной экспертизы приведён в приложении № 3 к настоящему регламенту.

IV. Порядок и формы контроля за предоставлением Услуги.

4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами по предоставлению Услуги.

4.1.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению Услуги, осуществляется директором, его заместителями и руководителями секторов.
4.1.2. По результатам проверок должностное лицо, осуществляющее текущий контроль, дает указания по устранению выявленных отклонений и нарушений и контролирует их исполнение.
4.1.3. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем организации по проведению экспертизы.

V. Порядок обжалования действий (бездействий) и решений, соответственно осуществляемых и принятых организацией по проведению

экспертизы в ходе предоставления Услуги на основании регламента.

5.1. Общие положения.

5.1.1. Заинтересованное лицо, заявитель или лицо, уполномоченное заявителем (далее – заявитель) может обратиться с заявлением и/или жалобой (далее – обращение) на действие (бездействие) и решения должностного лица организации по проведению экспертизы, соответственно осуществленные и принятые в ходе предоставления Услуги, к директору или его заместителям.
5.1.2. Заявитель может направить обращение в письменной форме или в форме электронного сообщения по адресам (электронной почтой), указанным в приложении № 1 к настоящему регламенту, а также обратиться лично к должностному лицу в часы приёма, указанные в пункте 2.1.2. настоящего регламента.
5.1.3.В случае если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию организации по проведению экспертизы, заявителю даётся ответ, разъясняющий порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.

5.2. Порядок подачи и рассмотрения устного личного обращения.

5.2.1. Личный приём заявителей осуществляется в приёмные дни директором и его заместителями или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями. Информация о месте приёма, об установленных для приёма днях и часах доводится до сведения граждан по телефонным номерам, указанным в приложении № 1 к настоящему регламенту.
5.2.2. В случае если во время приёма заявителя решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации подлежит рассмотрению в порядке, определяемом пунктом 5.3. настоящего регламента.

5.3.Порядок подачи и рассмотрения обращений в письменной форме.

5.3.1. Письменное обращение должно содержать:
наименование организации по проведению экспертизы, в которое заявитель направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

фамилию, имя, отчество (в случае обращения индивидуального предпринимателя) либо полное наименование заявителя (в случае обращения юридического лица);

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
уведомление о переадресации обращения;
предмет жалобы; причину несогласия с обжалуемым решением, действием
(бездействием);
документы, подтверждающие изложенные обстоятельства;
личную подпись обратившегося индивидуального предпринимателя либо руководителя юридического лица и дату.
5.3.2. Письменное обращение может быть направлено почтовым отправлением либо передано в экспедицию ил иное подразделение организации по проведению экспертизы, выполняющее функции по приёму и отправке корреспонденции, и подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней с даты поступления в организацию по проведению экспертизы.
5.3.3. Поступившее письменное обращение в зависимости от содержания направляется директору (заместителю директора) для рассмотрения и подготовки письменного ответа. По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения.
5.3.4. В рассмотрении обращения заявителю отказывается в следующих случаях:
1) отсутствуют сведения об обжалуемом действии (бездействии), решении (в чем выразилось, кем принято), об обратившемся лице (фамилия, имя, отчество, дата, подпись, почтовый адрес для ответа (для индивидуального предпринимателя), полное наименование, юридический и почтовый адреса, фамилия, имя, отчество, дата, подпись руководителя или лица, подписавшего обращение (для юридического лица);
2) получателем представлено дубликатное обращение (второй и
последующие экземпляры одного обращения, направленные заявителем в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ). При этом заинтересованному лицу могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов.
5.3.5. Ответ на обращение подготавливается и направляется заявителю в срок до 30 рабочих дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён, но не более чем на
30 рабочих дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

5.4. Порядок подачи и рассмотрения обращения в форме электронного сообщения.

5.4.1. Для приёма обращений в форме электронных сообщений (интернет- обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. В случае незаполнения указанных реквизитов заявитель автоматически информируется о невозможности принятия его обращения. Адрес электронной почты заинтересованного лица и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
5.4.2. В случае, если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приёме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в порядке, определяемом пунктом 5.3 настоящего регламента.
5.4.3. Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 5.3.4. настоящего регламента, также могут являться:
указание заявителем недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;
поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
некорректность содержания электронного сообщения;
невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи.
5.4.4. Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
5.4.5. Дубликатные обращения (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заявителями в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ) рассматриваются только в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся вопросов, затронутых в указанных обращениях.
В иных случаях дубликатные обращения не рассматриваются, а заявителю направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.
5.4.6. все обращения об обжаловании действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления Услуги на основании настоящего административного регламента, фиксируются в книге учета обращений с указанием:
принятых решений;

проведённых действий по предоставлению заинтересованному лицу;
применённых дисциплинарных мерах ответственности к сотруднику, допустившему нарушения, ответственному за действие (бездействие) и решение, принятое в ходе предоставления Услуги, повлёкшие за собой жалобу заинтересованного лица.
Обращения заявителей считаются разрешёнными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные
ответы по существу всех поставленных в обращениях вопросов.
5.4.7. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) и решения по проведению экспертизы, соответственно осуществленные и принятые в ходе предоставления Услуги, в досудебном порядке.